Опыт изготовления сваркой взрывом крупногабаритных биметаллических листов с коррозионно-стойким слоем

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК 621. 791. 13
В. И. Лысак, чл. -корр. РАН, С. В. Кузьмин, д-р техн. наук
ОПЫТ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СВАРКОЙ ВЗРЫВОМ КРУПНОГАБАРИТНЫХ БИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЛИСТОВ
С КОРРОЗИОННО-СТОЙКИМ СЛОЕМ
Волгоградский государственный технический университет, weld@vstu. ru
Проведен анализ факторов, влияющих на процесс формирования соединения при сварке взрывом крупногабаритных листов и приводящих к нестабильности свойств композитов в пределах ее площади. С применением оригинальной методики экспериментально доказано, что в процессе сварки взрывом длинномерных образцов происходит нарушение геометрии соударения пластин, приводящее к изменению режимов сварки, что позволило объяснить эффект «раскачки» волн и увеличения количества расплавов по длине крупногабаритных заготовок. Предложен и обоснован эффективный метод стабилизации свойств взрывосварного крупногабаритного биметалла, показан пример его практической реализации при сварке взрывом штатных изделий.
Ключевые слова: сварка взрывом, коррозионно-стойкий биметалл, крупногабаритные заготовки
V. I. Lysak, S. V. Kuz'-min
EXPERIENCE OF MANUFACTURING BY EXPLOSIVE WELDING LARGE-SIZED BIMETALLIC PLATES WITH
CORROSION-RESISTANT LAYER
Volgograd State Technical University, weld@vstu. ru
The article presents analysis of the factors affecting process of forming explosively welded large-dimension plates and leading instability properties of composites within its area. With the application an original technique is experimentally proved that during explosive welding of large-sized samples disrupted the collision geometry of the plates leading to changes in the welding conditions that have allowed explaining the effect of the build-up of waves and increasing the volume of fused areas along the length of large-sized plates. Is offered and proved an effective method of stabilization of the properties explosively welded large-sized bimetal, shows an example of its practical implementation typical products obtained by explosive welding.
Keywords: explosive welding, corrosion-resistant bimetal, large-sized plates
Бурное развитие в последние годы нефте-и газодобывающей и перерабатывающей отраслей отечественной промышленности предопределило рост потребностей в композиционных материалах, сочетающих в себе высокую стойкость в коррозионно-ак-тивных средах, гарантированно высокие механические свойства и сравнительно низкие цены. Применение этих материалов открывает широкие возможности для усовершенствования аппаратуры и повышения ее эксплуатационных качеств.
Свариваемые взрывом биметаллические листы и плиты с основой из малоуглеродистой низколегированной (в том числе, теплоустойчивой) стали с коррозионно-стойким слоем (стали ферритного или аустенитного
класса, латунь и др.) как никакие другие материалы наилучшим образом удовлетворяют этим требованиям, а плакирование крупногабаритных заготовок корпусов и трубных досок нефтегазохимических аппаратов и тепло-обменного оборудования является одним из самых эффективных практических приложений сварки взрывом [1 … 3].
По техническим заданиям ряда ведущих промышленных предприятий РФ, специализирующихся на выпуске нефтехимического оборудования, в ВолгГТУ разработан комплекс технологических процессов изготовления крупногабаритных биметаллических заготовок с коррозионно-стойким слоем различных типоразмеров и назначения (табл. 1).
Рис. 1. Феноменологическая модель сварки взрывом двухслойного композита:
С — состав взрывчатого вещества (ВВ) — Н — высота заряда ВВ- и т2 — массы свариваемых пластин- И — сварочный зазор- Б, Ук и V — соответственно скорости детонации, контакта и соударения- Ш2 — энергия, затраченная на пластическую деформацию- р, Ь, Т и в — соответственно давление, время его действия, температура и степень пластической деформации в зоне соединения- Ссс — прочность сварного соединения
Технологический процесс сварки взрывом крупногабаритных биметаллических листов имеет свои особенности, связанные, в первую очередь, с обеспечением гарантированной сплошности и равнопрочности соединения. Анализ феноменологической модели процесса сварки взрывом (рис. 1) [4] показывает, что поддержание на постоянном уровне в пределах всей площади сварки всех проектных и распределенных параметров процесса, на первый взгляд, должно автоматически вести к обеспечению стабиль-
ности свойств взрывосварного соединения. Вместе с тем, взрывное плакирование крупногабаритных заготовок сопряжено с реализацией так называемого «масштабного фактора», часто отрицательно влияющего на качество композиционного материала.
Анализ многочисленных экспериментальных данных различных исследователей [5 … 9 и др. ], а также собственных наблюдений [10], позволяет охарактеризовать возможные факторы, влияющие на процесс формирования соединения при сварке круп-
Таблица 1
Сортамент биметаллических листов и плит, изготовленных сваркой взрывом, для производства аппаратов переработки нефтегазового сырья
Марка стали или сплава Плакирующий слой Основной слой Толщина основного слоя, мм Толщина плакирующего слоя, мм Диапазон габаритных размеров, мм Варианты конечных изделий
Стали 12Х18Н10Т, 08Х13 Стали 09Г2С, 16ГС, 12ХМ 20 … 95 2,0 … 12,0 500×1200 … 1750×5500 Корпуса аппаратов
Латуни ЛО62. ЛО63 Стали 09Г2С, 16ГС, 12ХМ 40 … 60 5,0 … 10,0 0650 … 2 350 Трубные доски теплообменников
ногабаритных изделий и приводящие в конечном итоге к нестабильности свойств композитов в пределах его площади, а иногда и появлению различного рода дефектов, напрямую связанных с габаритными размерами свариваемых заготовок.
Проанализируем прежде всего основные возможные дефекты в зоне соединения, выявленные на крупногабаритных заготовках. К дефектам зоны соединения наряду с краевыми непроварами, присущими металлическим СКМ всех без исключения типоразмеров, протяженностью, существенно зависящей от свойств свариваемых материалов и их толщины, относятся локальные непро-вары, неметаллические включения, а также участки с оплавленным металлом.
Первые два вида дефектов носят случайный характер и зависят даже при правильно выбранных параметрах сварки от тщательности подготовки исходных материалов, культуры производства и т. п.
Участки с оплавленным металлом в количестве до 20 … 30% от суммарной площади сварного шва по данным [11 … 13 и др.] не оказывают существенного влияния на прочность соединения слоев в соединениях однородных или близких по свойствам разнородных металлов и сплавов. Вместе с тем, в [11] указывается, что на участках рас-
Рис. 2. Изменение взаимного расположения пластин в процессе взрывного плакирования [10]:
1 — метаемая пластина- 2 — неподвижная пластина- 3 — заряд ВВ- И — исходный установочный зазор- И, а, — - зазор и начальный угол в некотором сечении пакета пластин-
…- исходное положение метаемой
пластины
плавления металла могут образовываться неравновесные структуры (типа белой фазы), несколько снижающие прочностные характеристики. Кроме того, образующиеся в оплавленном металле усадочные раковины и трещины являются потенциальными очагами хрупкого разрушения композитных деталей, работающих при знакопеременных нагрузках.
В отличие от первых двух последний вид дефектов зоны соединения может иметь случайный характер, когда при сварке взрывом локальное увеличение исходного зазора или местное уплотнение заряда ВВ влечет
Таблица 2
Исходные данные для компьютерного моделирования динамики изменения параметров сварки взрывом по длине пластин
Материалы свариваемых пластин, метаемая неподвижная Толщина Установочные параметры Расчетные параметры
№ серии пластин, метаемая неподвижная Высота заряда ВВ Н Скорость детонации й Сварочный зазор И Ус У ^2
мм м/с мм м/с м/с град МДж/м2
1 алюминий алюминий 5,0 5,0 25 1,0
2 15 2600 5,0 2600 460 9,2 0,5
соответствующее форсирование параметров высокоскоростного соударения слоев композита и энергетических условий его формирования, либо систематическим, проявляющимся в монотонном росте количества литых включений в сварном шве по мере удаления от точки инициирования. Так, например, авторы [7] в опытах по сварке длинномерных титано-стальных заготовок отмечали постепенное увеличение параметров волнового профиля и объема оплавленных участков практически от 0% (на удалении 30 мм от края заготовки) до 100% в конечной ее части, что послужило причиной существенной нестабильности прочностных свойств биметалла. При этом прочность на отрыв слоев уменьшилась с 300 МПа в начале заготовки до 10 МПа в конце. Подобное изменение параметров волнового профиля и количества оплавленного металла по длине крупногабаритных сварных заготовок многократно фиксировались другими исследователями [12, 14], а также в собственных экспериментах.
Перечислим и проанализируем возможные причины реализации указанного выше эффекта «раскачки» волнового профиля в зоне соединения по мере увеличения длины свариваемых пластин.
1. Форсирование параметров высокоскоростного соударения пластин вследствие увеличения скорости детонации Б ВВ по длине заряда [14], что, однако не имеет убедительных теоретических предпосылок и экспериментального подтверждения.
2. Нагрев соединяемых поверхностей перед линией контакта, который объясняется воздействием высокотемпературного потока частиц ударно-сжатого газа кумулятивного происхождения [15]. На основе экспериментальных данных авторами [15] показано, что тепловой поток из газа в металл
составляет 109 … 1010 Дж/м2с. При воздействии такого потока по мере удаления от места инициирования наступает момент, когда энергия, поступающая из газа в металл, становится соизмеримой с энергией, затрачиваемой на пластическую деформацию. Суммарный тепловой эффект в принципе может приводить к более интенсивному оплавлению границы раздела свариваемых металлов, но не к увеличению параметров волнового профиля.
3. Вертикальное перемещение сечений метаемой пластины, расположенных впереди точки контакта под еще непродетони-ровавшим зарядом ВВ, вследствие чего нарушается геометрия соударения свариваемых элементов, упрощенно представленная на рис. 2.
Подобное изменение взаимного расположения пластин в процессе сварки (причем, очевидно, прогрессирующее по мере продвижения фронта детонации к концу заряда) приводит к росту угла соударения у за счет перехода от параллельной схемы сварки к угловому ее варианту с переменным установочным углом а/, некоторому увеличению скорости соударения Vc, тем большему, чем меньше относительный зазор h/H и уменьшению скорости точки контакта VK.
Для иллюстрации полученной ситуации рассчитаем с помощью компьютерного моделирования изменение параметров, реализующихся в зоне соединения для случая сварки взрывом двух алюминиевых пластин толщиной 5 мм и длиной 1000 мм каждая при следующих допущениях: 1) исходный угол а/ между метаемой и неподвижной пластинами линейно изменяется от 0 до 1°- 2) мгновенное изменение установочных параметров вызывает мгновенное изменение кинематических. В расчетах рассматривали две ситуации, различающиеся величиной
h/H. Исходные данные для расчетов представлены в табл. 2.
В результате компьютерного моделирования установлено, что по длине пластин параметры процесса в зависимости от h/H изменяются следующим образом (рис. 3). Так, в случае h/H = 0,04 (см. табл. 2, серия 1) на длине 1000 мм скорость и угол соударения увеличились, соответственно, с 460 м/с и 9,5° до 650 м/с и 15° (см. рис. 3, кривые 1 и
2), что при незначительном изменении скорости точки контакта, величина которой уменьшилась до 2400 м/с (см. рис. 3, кривая
3), вызвало существенный рост энерговложений в зоне сварного соединения: с 0,5 МДж/м2 (в начальной части образца) до 1,15 МДж/м2 (в конечной). Результатом такого интенсивного роста параметров соударения (Ус и у) вызовет согласно [7] существенное увеличение размеров волн в зоне соединения, а повышение энерговложений — появление участков с оплавленным металлом и рост их объемов.
Несколько по-иному изменяются параметры соударения при сварке взрывом в режиме полного разгона метаемой пластины, т. е. при h/H = 0,3 (см. табл. 2, серия 2). В этом случае интенсивность их изменения (за исключением Ук) не столь существенна (см. рис. 3, кривые 1'-, 2'-, 4'-), что дает право ожидать соответственно меньшую, чем в первом случае нестабильность структуры и свойств по площади сварного соединения.
Высказанное предположение о нарушении геометрии соударения в процессе сварки взрывом длинномерных заготовок (ранее это предположение высказывалось в работах [7], где изменение сварочного зазора связывалось с действием сжатой до высокого давления воздушной прослойки между свариваемыми заготовками, и [16], авторы которой обосновывали вертикаль-
Vc, м/с У, град
0 250 500 750 LM& gt- им
б)
Рис. 3. Динамика изменения по длине сварной заготовки скорости Ус (1,1'-) и угла соударения у (2,2'-) (а), скорости контакта Ук (3,3'-) и энергии Ш2, затрачиваемой на пластическую деформацию металла (4,4'-) (б) [10]: 1 … 4 — серия опытов 1-
1'- … 4'- - серия опытов 2 (см. табл. 2)
ное перемещение сечений метаемого элемента с ударно-волновых позиций) было отчасти подтверждено экспериментально с помощью несложных опытов, суть которых пояснена на рис. 4. На поверхность метаемой пластины 3 собранного для сварки пакета стальных пластин1 размерами (2 … 4) х900х (200 … 300) мм устанавливали электроконтактные датчики 5, служащие для запуска через генератор прямоугольных импульсов ГПИ разверток осциллографов ОСЦ и одновременно для контроля скорости детонации заряда ВВ 2, инициируемого детонатором 1. В конечной части пакета над метаемой 3 и под неподвижной 4 пластинами с зазором 2 мм строго друг над другом размещали контактные датчики перемещения 6,
1 Изначально пластины в пакете устанавливали строго параллельно друг другу, а сварку взрывом производили «в полете».
Рис. 4. Принципиальная схема измерения вертикальных перемещений пластин при сварке взрывом:
1 — электродетонатор- 2 — заряд ВВ- 3 и 4 -соответственно метаемая и неподвижная пластины- 5 — электроконтактные датчики- 6 — контактные датчики перемещения- ГПИ — генератор прямоугольных импульсов- ОСЦ — цифровой запоминающий осциллограф (С9−8, 0?0−820С) — ЧМ — электронный частотомер Ч3−63
представляющие собой заточенные на конус медные стержни диаметром 2 мм. Эти датчики коммутировали через ГПУ на осциллографы ОСЦ, с помощью которых определяли промежуток времени между срабатыванием первого датчика 5 и замыканием метаемой и (или) неподвижной пластин при их вертикальном перемещении на датчики 6.
Зная среднюю скорость детонации заряда ВВ 2, оцениваемую по времени замыкания датчиков 5, несложно для любого момента времени определить положение фронта детонации, а сопоставив по развертке осциллографа время замыкания датчиков 6 — расстояние перед фронтом детонации, на котором сечения свариваемых пластин пакета перемещаются вертикально (по крайней мере, на 2 мм).
Оказалось, что в зависимости от условий проведения опытов (высота заряда, скорость детонации, толщина и ширина пластин) это расстояние составило 35 … 250 мм, что напрямую свидетельствует об изменении геометрии расположения пластин перед точкой контакта.
Кроме этого, отмечен весьма интересный с научной точки зрения факт синхронного перемещения сечений метаемой и неподвижной пластин в противоположных направлениях, что фиксировалось на двух-лучевых осциллографах в виде соответствующих импульсов (рис. 5).
Таким образом, экспериментально подтвержденный факт нарушения геометрии соударения в процессе сварки взрывом длинномерных заготовок позволяет объяснить эффект «раскачки» волн и увеличения количества расплавов по длине крупногабаритных заготовок.
Как показали авторы [7], известные приемы — сварка под отрицательным углом, создание искусственной волнистости метаемого элемента перед сваркой, а также жесткое закрепление свариваемых заготовок между собой являются малоэффективными. Более эффективными, по мнению некоторых исследователей, являются мероприятия по вакуумированию промежутка между свариваемыми заготовками или заполнению его
Рис. 5. Типичная осциллограмма, фиксирующая момент замыкания контактных датчиков перемещения:
импульсы с положительным и отрицательным фронтами на осциллограмме соответствуют моменту замыкания верхнего и нижнего датчиков
газом с большей, чем у воздуха скоростью звука, например, гелием. Однако эти способы весьма трудоемки, дороги и, как следствие, неприменимы при массовом производстве биметалла.
Наиболее приемлемым и эффективным, на наш взгляд, вариантом стабилизации скорости и угла соударения, а, следовательно, и свойств сварного соединения при сварке взрывом крупногабаритных или длинномерных заготовок является выполнение профилированного заряда ВВ с плавным уменьшением его высоты по длине свариваемых заготовок, что подтверждается многочисленными собственными экспериментами и данными других исследователей, в которых величина так называемого «скоса» заряда выбиралась интуитивно.
Для обоснования возможности регулирования свойств крупногабаритных свойств с помощью данного приема были проведены дополнительные опыты, суть которых заключалась в следующем. На режимах, обеспечивающих получение развитого волнового профиля в зоне соединения, сваривали две стальные пластины размерами (2+10)х800×500 мм, после чего в различных сечениях сваренной заготовки измеряли параметры волн и количество оплавленного металла (рис. 6, а, 7, а).
На следующем этапе, зная в каждом сечении значение длины волны X, по известной зависимости:
^ = 2б5т2Л/2, (1)
где 51 — толщина метаемой пластины (51 & gt->- 62) — у — динамический угол соударения, рассчитать текущую величину последнего (см. рис. 6, а).
С использованием разработанного программного модуля по расчету режимов сварки взрывом в зависимости от реализу-
КР, % Л., 2а, мм
100
У, град
60
20
а)
60
20
Рис. 6. Изменение по длине сваренной заготовки параметров волнового профиля X, 2а, количества оплавленного металла Копл в зоне соединения стальных пластин и динамического угла соударения у при сварке зарядом постоянной высоты (а) и профилированным (б)
ющихся в различных сечениях сварной заготовки значений у корректировали параметры сварки путем соответствующего изменения высоты заряда с целью поддержания на постоянном уровне величины динамического угла соударения, а, следовательно, и скорости соударения Ус. В результате получили нелинейную функцию изменения Н = /(Ьпл) (рис. 8), которую для упрощения линеаризовали.
На завершающем этапе сваривали взрывом биметаллическую заготовку на тех же режимах, но с профилированным зарядом. Результаты измерения параметров волнового профиля и количества оплавленного металла в пределах сварной заготовки,
а) б)
Рис. 7. Макроструктура зоны соединения сталь 12Х18Н10Т + Ст. 3 на различных удалениях от точки инициирования заряда ВВ (х100×0,5):
а — заряд с постоянной высотой Н = 35 мм- б — заряд с изменяющейся высотой Н = 3523 мм
представленные на рис. 6, б, 7, б, свидетельствуют об эффективности применения профилированных зарядов при сварке взрывом длинномерных заготовок.
Полученные результаты исследований использовались при разработке технологи-
ческих процессов сварки взрывом крупногабаритных биметаллических листов и плит с коррозионно-стойким слоем (см. табл. 1), а также создании соответствующих ТУ 995 097−220 302−2005 «Сталь листовая двухслойная коррозионностойкая».
Н, мм
_I_I_I_I_I_I_I_
О 200 400 600 Iiu, мм
Рис. 8. Расчетный профиль заряда ВВ, построенный из условия y (i) = const:
------ линеаризованный профиль
Сварку взрывом партий биметаллических заготовок осуществляли на опытно-про-
мышленном полигоне ВолгГТУ (рис. 9). В качестве взрывчатого вещества применяли смесь аммонита 6ЖВ с кварцевым песком в соотношениях 75/25 … 60/40 в зависимости от свариваемых материалов и их толщин.
Каждый биметаллический лист подвергали ультразвуковому контролю, проводимому в заводских условиях по сетке 200×200 (рис. 11). Кроме того, с каждой партией заготовок на тех же режимах сваривали специальный образец-свидетель, который подвергали механическим испытаниям (определение прочности на отрыв и срез, опреде-
б)
Рис. 9. Подготовка к сварке взрывом крупногабаритных заготовок корпуса аппарата для ОАО «Волгограднефтемаш» (сталь 12Х18Н10Т, толщина 4 мм + сталь 12ХМ, толщина 36 мм, габариты 5000×1200 мм):
а — подготовка поверхности неподвижной пластины- б — пакет с установленным зарядом ВВ
Рис. 10. Сваренный взрывом крупногабаритный коррозионно-стойкий биметалл
(двухслойная сталь)
Рис. 11. Биметаллический лист после проведения испытаний на сплошность
с помощью УЗД по сетке 200×200 мм
а) б)
Рис. 12. Изготовленные из сваренного взрывом биметалла 12Х18Н10Т + 09Г2С обечайка (а) и днище (б) для газоконденсатного оборудования (ОАО «Волгограднефтемаш»)
а)
в)
Рис. 13. Биметаллический корпус (а) одно- (б) и двухсекционного (в) холодильника газокон-денсатного оборудования (ОАО «Волгограднефтемаш»)
ление предельного угла изгиба, оценка ударной вязкости при нормальных и отрицательных температурах) и металлографическим исследованиям на предмет выявления макро- и микродефектов в сварном шве. Образец акта испытаний представлен в приложении.
Обобщение обширного статистического материала, накопленного при изготовлении партий биметалла в условиях хоздоговоров с различными предприятиями нефтегазо-химического комплекса, показало, что сваренный взрывом биметалл обладает высокими механическими свойствами и по всем показателям соответствует нулевому (самому высокому) классу качества в соответствии с ТУ 0995−097−220 302−2005.
Из сваренного взрывом биметалла на предприятиях-заказчиках изготавливали цилиндрические корпуса, днища и трубные доски для аппаратов различного назначения
Библиографический список
1. Сварка металлов взрывом. Композиционные материалы XXI века / В. И. Лысак, В. С. Седых, С. В. Кузьмин и др. // Наука производству. — 2000. — № 1. — С. 12−17.
2. Физические основы и области практического применения сварки металлов взрывом / В. И. Лысак, С. В. Кузьмин, А. Н. Кривенцов, В. И. Кузьмин // Наука производству. — 2005. — № 1. — С. 17−21.
3. Лысак, В. И. Сварка взрывом / В. И. Лысак, С. В. Кузьмин. — М.: Машиностроение-1, 2005. — 544 с.
4. Кузьмин, С. В. Об основных принципах проектирования режимов сварки взрывом металлических слоистых композитов / С. В. Кузьмин, В. И. Лысак, С. В. Хаустов, Т. Ш. Сильченко // Известия Волгоградского
государственного технического университета: межвуз. сб. научн. ст. Серия Сварка взрывом и свойства сварных соединений. — 2006. — № 9 (24). — С. 4−17.
5. Деформация металлов взрывом / А. В. Крупин, В. Я. Соловьев, Н. И. Шефтель, А. Г. Кобелев. — М.: Металлургия, 1976. — 416 с.
6. Конон, Ю. А. Сварка взрывом / Ю. А. Конон, Л. Б. Первухин, А. Д. Чудновский. — М: Машиностроение, 1987. — 216 с.
7. Кудинов, В. М. Сварка взрывом в металлургии / В. М. Кудинов, А. Я. Коротеев. — М.: Металлургия, 1978. — 168 с.
8. Захаренко, И. Д. Сварка металлов взрывом / И. Д. Захаренко. — Минск: Навука i тэхнжа, 1990. — 205 с.
9. Процессы обработки металлов взрывом / А. В. Крупин, С. Н. Калюжин, Е. У. Атабеков и др. — М.: Металлургия, 1996. — 336 с.
10. Кузьмин, С. В. Формирование соединений при сварке взрывом крупногабаритных металлических слоистых композитов / С. В. Кузьмин, В. И. Лысак, Ю. Г. Долгий // Сварочное производство. — 2002. — № 5. — С. 48−53.
11. Плакирование стали взрывом / А. С. Гельман, А. Д. Чудновский, Б. Д. Цемахович, И. Л. Харина. — М.: Машиностроение, 1978. — 191 с.
12. Дерибас, А. А. Физика упрочнения и сварки взрывом / А. А. Дерибас. — Новосибирск: Наука, 1972. -188 с.
13. Разработка технологии и исследование свойств двухслойных коррозионно-стойких листов, плакированных сваркой взрывом, применительно к изготовлению сосудов для АЭС / Б. Д. Цемахович, Л. Б. Первухин, И. А. Абрамович, Н. В. Гусева // Сварка взрывом: труды АНИТИМа. — 1972. — Вып. 7. — С. 72−85.
14. Ватник, Л. Е. Некоторые особенности образования соединения при сварке взрывом листового биметалла / Л. Е. Ватник, А. Н. Кривенцов, В. С. Седых // Сварка взрывом и свойства сварных соединений: межвуз. сб. науч. трудов / ВолгПИ. — Волгоград, 1974. -Вып. 1. — С. 35−45.
15. Ишуткин, С. Н. Исследование теплового воздействия ударно-сжатого газа на поверхность соударяющихся пластин / С. Н. Ишуткин, В. И. Кирко, В. А. Симонов // Физика горения и взрыва. — 1980. -№ 6. — С. 69−73.
16. Тарабрин, Г. Т. Влияние упругих волн на характер движения пластины под действием продуктов взрыва / Г. Т. Тарабрин, Ю. П. Трыков // Металловедение и прочность материалов: межвуз. сб. науч. трудов / ВолгГТУ. — Волгоград, 1997. — С. 5−13.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой